Америка
всё больше напоминает страну победившего социализма. Боссы частных
компаний выстроились в очередь за финансовой помощью к правительству и
конгрессу. А государственные мужи, словно забыв, что единственным
источником их реальных доходов являются налоговые поступления от
граждан, изображают из себя едва ли не наместников Бога. Может быть,
потому, что держат в своих руках «печатный станок»?
Впрочем,
«частными» современные американские предприятия тоже можно называть с
некоторой натяжкой. В условиях, когда пакеты акций распылены между
десятками, а то и сотнями тысяч акционеров, реальной властью в
компаниях обладают наёмные менеджеры высшего звена. А мотивация этих
персон часто весьма похожа на цели и задачи чиновников – как можно
дольше держаться за свои кресла, не допуская «посторонних» к
распределению финансовых потоков. В общем, дела обстоят не совсем так,
как было в те времена, когда фирмами правили личности их основавшие.
Ситуацию
усугубил случившийся финансовый кризис. Но ведь он не с неба свалился.
К экономическим катаклизмам привели многолетние действия государства
при молчаливом попустительстве, а то и при активном участии корпораций.
Положение, похожее на сговор. И пока продолжает таковым оставаться.
All That Jazz
Буквально перед самым началом Северо-Американского Международного Автошоу президент США (ещё Джордж Буш) выделил компаниям General Motors и Chrysler
кредит размером в 13,4 миллиарда долларов. И поэтому премьерная суета
двух автомобильных гигантов напоминала игру в кошки-мышки. Кошка
(власть США), разумеется, отлично знала, где прячутся все мыши, но
старательно делала вид, что не только не видит грызунов, но и не чует
их.
Привычные для американцев пикапы и muscle cars, оснащённыё мощными, но прожорливыми V-образными «восьмёрками», и GM, и Chrysler
убрали подальше от глаз чиновников и репортёров. Вместо них журналистам
и публике неустанно демонстрировали концептуальными образцы – либо
полностью электрические, либо оснащённые гибридными силовыми
установками, как экстравагантный и агрессивный Cadillac Converj .
Но
проблема заключается не в самих, безусловно, полезных для экологии и
кошелька инновациях, а в их концептуальном статусе. Ведь в качестве
серийной на выставке была по-прежнему представлена едва ли не
единственная модель «гибрида» - японская Toyota Prius . И заметьте, уже третьего поколения. Правда, по-прежнему в ужасном дизайне.
Плюс ещё не только потрясающе красивый, но и очень мощный «гибридный» седан Fisker Karma
из Калифорнии притягивал посетителей Автосалона как магнит. Однако его
годовое производство составляет около двух тысяч штук и не делает
погоду на рынке.
Свободен и счастлив
Концерн Ford Motor,
отказавшийся от правительственной подачки, руководствовался на NAIAS
лишь собственными представлениями о том, что нужно делать и,
естественно, пожеланиями и настроениями своих покупателей.
Быть
может, боссы «Форда» решили отвлечь соотечественников от мрачных мыслей
и попробовали вернуть тех лет на сорок назад, напомнив им о счастливых
шестидесятых. В те годы американцы покидали автосалоны на новеньких
машинах под мелодии Гения джаза Чарли Паркера (Charlie Parker) и ритмы
Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли (Elvis Presley), а потом жадно
разучивали всё новые и новые аккорды The Beetles. Боги тогда ещё не
умерли. Миром правили Личности. А о предстоящем господстве Структур
никто даже не подозревал.
Сначала поверьте…
О чём бы на самом деле ни размышляли менеджеры концерна Ford , формируя свою экспозицию, но в качестве основного экспоната для представления в Детройте они выбрали новую модель «Мустанга».
И
поэтому, как это теперь водится, вначале (буквально 1-го января)
информация о новинке попала во Всемирную Паутину. А уже 11-го числа
исполнительный вице-президент Ford Motor Марк Филдс (Mark Fields) в
компании своего давнего друга и партнёра Кэрролла Шэлби (Carroll
Shelby) представили публике, собравшейся в зале презентаций
выставочного центра Кобо (Cobo Center), сразу два автомобиля – купе
(правильнее называть фастбеком) и кабриолет Ford Shelby
GT500 образца 2010-го модельного года. Весьма неплохой подарок, как
всем американцам, так и человеку, давшему машине своё имя, в день его
86-летия!
…А поймёте потом
Однако, конечно же, GT500 отличается от серийного «Мустанга» не только обилием табличек с логотипами компании Shelby Automobiles из Лас-Вегаса и изображением кобры – фирменного знака Мистера Шэлби.
В
первую очередь стоит упомянуть новый V-образный восьмицилиндровый
двигатель с механическим нагнетателем, развивающий мощность 540 л.с. и
крутящий момент свыше 650 Нм.
Инженеры, работающие над автомобилем – а это были специалисты не только Shelby Automobiles, но и Special Vehicle Team (SVT), инженерного подразделения Ford ,
- установили на машину трансмиссию с двухдисковым сцеплением,
механической 6-ступенчатой коробкой передач Tremec TR6060 и
дифференциалом повышенного трения.
Мощной модификации
«Мустанга» понадобились и мощные тормоза: на передних колёсах
применяются 356-мм вентилируемые тормозные диски и 4-поршневые суппорта
Brembo, на задних – 300-мм вентилируемые диски с 2-поршневыми
суппортами. Система стабилизации курсовой устойчивости используется в
стандартной комплектации.
А для отделки салона дизайнеры не пожалели кожи, алькантры и алюминия. Плюс к этому владелец Ford Shelby
GT500 обнаружит в своей машине систему коммуникаций SYNC последнего
поколения, а при большом желании сможет заказать спутниковое радио
SIRIUS плюс 1000-ватную аудиосистему с 10 динамиками (на случай, если
не хватит стандартной системы Shaker 500 с 8 динамиками).
Конечно,
по-прежнему огорчает то обстоятельство, что задняя подвеска на новом
поколении «скакунов» осталась зависимой. Плюс многие информационные
ресурсы успели написать, что блок цилиндров на новом «Мустанге»
алюминиевый, а тот оказался чугунным.
«Атомный» Mustang
Но, на самом деле, всё это не так важно. Ford Mustang , даже в версии Shelby
GT500, не является чистым спортивным автомобилем. Он был и остаётся
muscle car. Некоторые и вовсе предпочитают называть подобные автомобили
pony-car. Вполне возможно, что такое название больше подходит для
совсем слабеньких модификаций «жеребцов», оснащённых моторами V6.
Однако
в любом случае, как говорил Боб (Борис), один из главных героев фильма
«Стиляги»: «Здесь не надо «сильнее, быстрее, выше». Здесь нужен драйв».
Чего-чего, а драйва Mustang Ford Shelby
GT500 даёт предостаточно. Один только облик этого красавца излучает
столько энергии, что кажется, её количества хватит на то, чтобы
соперничать с атомной электростанцией.
Рядом с Shelby GT500 2010-го модельного года мгновенно потускнел не только его серийный собрат, но и померкли модели конкурентов – Chevrolet Camaro и Dodge Challenger . А это весьма неслабые автомобили по своему стилю и вдобавок имеющие относительно современные платформы.
В
чём секрет такого успеха? Конечно, очень красиво выглядят новые 18- и
19-дюймовые колёса «Мустанга», обутые в шины Goodyear F1 Supercar. А в
салоне GT500 даже набалдашник рукоятки переключения передач,
выполненный в форме простого бильярдного шара, красноречиво
свидетельствует о том, что над интерьером работали бывалые люди.
И всё же главный секрет дизайна, характера и харизмы нового Mustang Shelby GT500 кроется в форме его фронтальной решётки. Ещё никогда Mustang не приближался к «Кобре» столь близко своим характером. А ведь Shelby Cobra 427 – это автомобиль, в течение полувека не дающий спать по ночам уже
нескольким поколениям автомобильных коллекционеров и дизайнеров. Такая
степень приближения к «Кобре» - безусловная удача разработчиков
«Мустанга»! И заслуга, скорее всего, принадлежит главному дизайнеру
экстерьера GT500 Джорджу Саридакису (George Saridakis). Предыдущую
работу Джорджа, Ford Shelb GR-1 Concept, вспоминаете?
Для Пользы дела
Будущего
никто не отменял. И, конечно же, руководство концерна Ford отлично
понимает, что сильно подешевевший сегодня бензин завтра начнёт дорожать
снова. Да и решение экологических проблем больше никто отодвигать не
позволит. Поэтому помимо «Мустангов», компания привезла в Детройт
неожиданно компактный Lincoln Concept ,
на котором Ford продемонстрировал целый ряд технологий ближайшего
будущего. В первую очередь, к таковым стоит отнести 1,6-литровый
турбодвигатель, который будет выпускаться в нескольких вариантах
мощностью от 120 до 180 л.с. Второй мотор, показанный концерном на
Автосалоне, призван заменить существующие сейчас большие
восьмицилиндровые моторы и представляет собою V-образную «шестёрку»
объёмом в три с половиной литра с непосредственным впрыском топлива.
Этот силовой агрегат мощностью 355 л.с. и крутящим моментом 474 Нм
станет родоначальником семейства двигателей EcoBoost и будет, в том
числе, применяться и на модели Ford
Mustang, правда стандартной. Потом для «Мустанга» сотворят новейший
атмосферный мотор Coyote (V8, 400 л.с., 540 Нм). А вот модификация
«Койота», оснащённая по давней традиции наддувом воздуха с механическим
приводом, и заменит в будущем сегодняшний двигатель на Mustang Shelby GT500.
На Автошоу в Детройте концерну Ford ,
кажется, удалось совместить невероятное – праздник 60-х с реалиями
сегодняшнего дня. Быть может, как раз в этом заключается залог
завтрашнего успеха компании.
Просто Мэл
За то время,
пока проходила автомобильная выставка, в США состоялось много других
интересных событий. Самое важное из их числа – инаугурация 44-го
президента страны Барака Обамы (Barack Hussein Obama II).
В
своей речи, произнесённой во время вступления в должность, Барак Обама
сказал о кризисе, наступившем не только вследствие алчности и
безответственности отдельных лиц, но также из-за общей неспособности
сделать трудный выбор и подготовиться к новым временам.
Президент
успел затронуть тему неправильных способов пользования энергией и
необходимости использования энергии солнца, воды и земли.
Но
гораздо больше Барак Обама говорил о важности возвращения уверенности к
жителям всей страны, восстановлении доверия между правительством и
народом, единстве целей американской нации, стойкости её духа,
решимости американского народа.
Лейтмотивом же выступления нового
президента Соединённых Штатов стала тема возвращения к подлинным
ценностям, тема ответственности каждого гражданина Америки перед самим
собой, перед страной и перед миром.
Слова, сказанные Бараком Обамой, напомнили о тех принципах, которыми всю свою жизнь руководствовался Генри Форд I.
Может быть, поэтому речь молодого президента Соединённых Штатов перекликалась с атмосферой, царившей на выставочных площадках Ford Motor в Детройте, и возвращала людям, причём не только американцам, утерянную надежду и веру.
Юрий Кладов